Спортсмены поднимаются на вершину зачастую на исходе сил, и важно трезво оценить свои силы, чтобы не допустить трагической ошибки на спуске. Надеемся, вы почерпнёте в этой статье что-то для того, чтобы ходить в горы безопасно и вместе с тем смело.
В альпинизме принято поздравлять с вершиной только, когда спустился с горы. Это не случайно и не такая доля в этом суеверия. Спортсмены поднимаются на вершину зачастую на исходе сил, ведь некоторые восхождения длятся днями, а история помнит, когда восхождения длились десятками дней. И здесь важно не совершить ошибки, трезво оценить свои силы, чтобы не допустить трагической ошибки на спуске. Возможно, лучше провести лишнюю ночь на вершине, чтобы восстановить силы и начать спуск утром, в светлое время, отдохнувшим.
Бывает ещё и так, что по каким-то причинам восхождение приходится прервать: срыв лидера с последствиями, прогрессирующая болезнь участника, резкое ухудшение погодных условий, не укладываетесь в запланированные сроки и т.д., да много чего! И этот вариант развития событий надо держать в голове.
К сожалению (кто любит отступать!) или к счастью (все в нашей команде оставались целыми, ну почти)), я имею такой опыт и готов им поделиться.
Несколько советов в виде тезисов
- прорабатывайте «на земле» план действий с простановкой реперных точек по времени: время подхода; время восхождения (желательно какие-то рамки прохождения участков), – это особенно важно, когда восхождение однодневное, и у вас нет с собой бивуака; время, необходимое на спуск.
На высотных восхождениях принято устанавливать время, после которого необходимо повернуть, чтобы не «словить» холодную ночёвку или не спускаться в темноте по малознакомому маршруту. Вплоть до того, что необходимо поставить будильник всей команде, чтобы случайно не пропустить время разворота. .
Обычно летом это 14.00, чтобы было достаточное время для спуска. Если вы знаете, куда идти, уверены в ориентировании, или просто предстоит подъём по провешенным перилам, лучше выйти по темноте, чтобы уложиться в тайминг.
Большинство всех несчастий в массовом высотном альпинизме происходят от того, что переоценили свои силы, и либо просто «села батарейка» (не смог дальше двигаться, проблемы с сердцем, отёк мозга и т.д.), либо в результате усталости или наступления темноты совершили непоправимую ошибку.
Например, когда я хожу маршрут Барбера на Свободную Корею с новыми напарниками, стараемся «зацепиться за лёд» в 5-6 утра, чтобы к 10-11 утра оказаться на перевале, оттуда час до вершины и три часа закладываем на спуск. То есть основные трудности восхождения: ледовый ключ, скальный участок, спуск дюльфером и прохождение «скальной грудки» на спуске проходят в светлое время.
Время прохождения участков и в целом маршрута можно брать из отчётов других команд, естественно, соизмеряя с уровнем вашей команды. Также можно брать это время из опыта прохождения вашей командой (или лидером) других маршрутов с участками такой же сложности. Например, я закладываю обычно скорость ИТО участков А2-А3 примерно 2 часа на 50 м, более простого рельефа лазательного до V-V+ категории сложности и ИТО А0-А1 – 1-1,5 часа на 50 м. Если получилось лучше, – хорошо, пойдёт в запас прочности, можно «покурить», перекусить.
- продумывайте, прорабатывайте, готовьте заранее варианты спуска. Раньше в спортивном альпинизме это считалось обязательным пунктом, требованием. Вы должны иметь контраргумент или, точнее, план действий при любом развитии событий.
Сразу нужно ответить на вопросы:
- что я (команда) будем делать, если произойдет то-то и то-то.
- насколько безопасен вариант спуска, который мы держим на аварийный случай? Безопаснее ли он днём? Ночью? После обильных снегопадов?
- есть ли у меня (нас) необходимое снаряжение, которого бы хватило, чтобы обеспечить безопасный спуск из любой точки маршрута? Или вы готовы в случае неудачи раскидывать на каждом дюльфере дорогостоящие френды?
По устоявшейся традиции последних 20 лет на дюльферах оставляют 1 или 2 сблокированных якорных крюка. Этот выбор не случаен: они просты в установке, достаточно надёжны (пожалуй, один из самых надёжных элементов, оставляемых на страховку.
Но какую бы надёжную точку вы не оставляли, её нужно предварительно проверять следующим способом:
Делаете станцию и точку, которую планируете оставить, подщёлкиваете оттяжкой точку к станции, (точка по-хорошему должна находиться ниже станции, чтобы в случае, если точка вылетит, рывок на станцию был минимальный), связываете дубовым узлом и встёгиваете дюльферные веревки только в эту точку. Все, включая самого тяжелого участника с самым большим баулом, дюльферяют с подстраховкой за станцию, а последний разбирает станцию, забирает оттяжку и спускается на проверенной точке.
Количество расходных якорей, сами понимаете, равно длине маршрута, поделенной на длину ваших веревок. Если вы предпочитаете дюльферять с двух точек, соответственно, умножайте на два.
Ну а если всё-таки вы не запаслись нужным количеством расходных крючьев и случилась нештатная ситуация, то в ход идёт всё снаряжение: бросают буры, френды, лепестковые крючья, закладки, я встречал даже съёмные шлямбура длиной 22 мм, брошенные на спуске. Здесь от скорости и от вашей щедрости на оставленные «драгоценности» зависит здоровье, а иногда и жизнь напарника, и безопасность всей команды. Только обязательно проверяйте точку описанным выше случаем. На этой манипуляции вы практически не теряете время, но выигрываете жизнь!
Иногда, если рельеф достаточно разнообразный, можно спускаться, оставляя петли, наброшенные на камень. Это несомненно дешевле, чем бросать железо. Надо быть внимательными: камень должен быть минимум в 3 раза больше участника по весу, не лежать на наклонной плоскости или скользком основании. В идеале, чтобы камень вообще был частью скалы (выступом). Убедиться в этом можно по звуку, простучав камень молотком, или визуально, осмотрев основание камня. Если камень уже откололся от скалы звук будет глухой.
Как правило, такие камни попадаются на маршрутах до 4-5 к.с или гребневых. На 6-х я бы не рассчитывал на такое «счастье» и брал забивные точки.
В качестве расходного шнура можно использовать обычный репшнур, начиная от 6 мм, либо кевларовый или дайнемовый реп в нейлоновой оплётке, диаметром 5-5.5 мм. Не стоит рисковать и пользоваться репшнурами из охотничьих и рыболовных магазинов, так как они могут не подходить не только по разрывной прочности, но также по устойчивости к истиранию и перетиранию через кромку скалы. Если вам где-то удалось раздобыть чистую дайнему или стропу из дайнемы без нейлоновой оплётки на отрез, помните, что дайнема – очень скользкий материал, и узлы на ней ненадёжны.
Бывают такие маршруты, где нельзя найти рельеф и для забивных точек. Например, известняковые районы, где трещин может не быть на протяжении веревки. Тут приходится прибегнуть к шлямбурам. Обычная шпилька 8*60 мм, - супернадёжная точка почти в любой породе (этой зимой мне попалась скала известняково-песчаного строения и тут были сомнения), ставится недолго, весит мало. Мои обрезанные до 48 мм болтики весят 32 грамма, половину якоря. На дюльфере я успеваю забить «под ключ» шлямбур, установить расходное ухо, заранее провязанное 6-7 мм репиком пока спускается второй участник. На большую стену наша команда всегда берет с собой пробойник, анкерные крючья и расходные уши заранее провязанные репиком.
Ускорить спуск дюльфером и сэкономить расходное «железо» поможет спуск по ледовому рельефу. Выигрыш в скорости будет за счёт стандартных решений, при организации станций и точек для спуска (проушина Абалакова, самовыкрут). К тому же на ледовом и снежном рельефе меньше шансов, что веревка случайно зацепится при падении за какой-нибудь выступ.
Если количество участников 3 и более человек, а количество веревок тоже минимум 3, то можно дюльферять сразу на две веревки: первый спускается, делает станцию, второй спускается, подносит веревку, её кидают ниже и первый начинает дюльферять, не дожидаясь, когда приедет третий (последний) и сбросят веревки. Таким образом, на один дюльфер может уходить в среднем 20 минут или даже меньше.
Выбор маршрута для спуска
Немного про выбор маршрута для спуска. Если вы находитесь в районе, где уже совершались восхождения и на вашу гору уже есть маршрут, то скорее всего это он. Как правило, спусковой маршрут самый логичный и простой маршрут для восхождения и его проходят в первую очередь. Даже если он не самый короткий (т.к. гребневые маршруты обычно длиннее), на более простом маршруте есть полки, а это психологически проще, чем собирать станцию в висе; и больше рельефа для организации страховки и спуска. Даже если вы не ходили этот маршрут, информацию можно получить из описаний на сайте ФАР или у последней команды, побывавшей на маршруте.
На что стоит обратить внимание.
Сейчас есть признаки глобального потепления, и многие маршруты становятся небезопасны. Во время восхождения на Латок1 по кулуару, по которому мы двигались, сошла мокрая лавина, вызванная обрывом снежно-ледового карниза в конце кулуара. Мы тогда чудом (или точнее благодаря чутью нашего руководителя Кости Маркевича) остались живы – вовремя прижались к борту кулуара.
Кулуар – наиболее простая для передвижения, как вниз, так и вверх, форма рельефа. Однако не стоит находится в заснеженном кулуаре после обильного снегопада, после резкого потепления или похолодания, а также, когда на маршруте выше вас находится другая группа. Всё вышеперечисленное может приводить к сходу лавины или камнепаду. Если в районе велика опасность камнепадов, то лучше для спуска (да и для подъёма) выбирать выступающие формы рельефа: гребни, контрфорсы, хицаны, нунатаки.
И ещё один совет, так сказать, бонусом. Всегда сохраняйте хладнокровие и старайтесь гасить нервозную обстановку в группе, что бы ни случилось. Когда человек нервничает, истерит, он уже не способен принимать адекватных решений, руководствуясь логикой, и способен совершить ошибку. Как говорит мой товарищ, всё же это в конечном счёте для удовольствия))
Надеюсь, что-то вы почерпнёте в этой статье для того, чтобы ходить безопасно и вместе с тем смело, уверенно.. и до встречи в Горах!