23.02.2025

Спуск с маршрута запланированный и в нештатной ситуации

12 минут на чтение

Александр Парфёнов

VK TG

Спортсмены поднимаются на вершину зачастую на исходе сил, и важно трезво оценить свои силы, чтобы не допустить трагической ошибки на спуске. Надеемся, вы почерпнёте в этой статье что-то для того, чтобы ходить в горы безопасно и вместе с тем смело.

В альпинизме принято поздравлять с вершиной только, когда спустился с горы. Это не случайно и не такая доля в этом суеверия. Спортсмены поднимаются на вершину зачастую на исходе сил, ведь некоторые восхождения длятся днями, а история помнит, когда восхождения длились десятками дней. И здесь важно не совершить ошибки, трезво оценить свои силы, чтобы не допустить трагической ошибки на спуске. Возможно, лучше провести лишнюю ночь на вершине, чтобы восстановить силы и начать спуск утром, в светлое время, отдохнувшим.

Бывает ещё и так, что по каким-то причинам восхождение приходится прервать: срыв лидера с последствиями, прогрессирующая болезнь участника, резкое ухудшение погодных условий, не укладываетесь в запланированные сроки и т.д., да много чего! И этот вариант развития событий надо держать в голове.

К сожалению (кто любит отступать!) или к счастью (все в нашей команде оставались целыми, ну почти)), я имею такой опыт и готов им поделиться.

Несколько советов в виде тезисов

- прорабатывайте «на земле» план действий с простановкой реперных точек по времени: время подхода; время восхождения (желательно какие-то рамки прохождения участков),  – это особенно важно, когда восхождение однодневное, и у вас нет с собой бивуака; время, необходимое на спуск.

На высотных восхождениях принято устанавливать время, после которого необходимо повернуть, чтобы не «словить» холодную ночёвку или не спускаться в темноте по малознакомому маршруту. Вплоть до того, что необходимо поставить будильник всей команде, чтобы случайно не пропустить время разворота. .

Обычно летом это 14.00, чтобы было достаточное время для спуска. Если вы знаете, куда идти, уверены в ориентировании, или просто предстоит подъём по провешенным перилам, лучше выйти по темноте, чтобы уложиться в тайминг.

Большинство всех несчастий в массовом высотном альпинизме происходят от того, что переоценили свои силы, и либо просто «села батарейка» (не смог дальше двигаться, проблемы с сердцем, отёк мозга и т.д.), либо в результате усталости или наступления темноты совершили непоправимую ошибку.

Например, когда я хожу маршрут Барбера на Свободную Корею с новыми напарниками, стараемся «зацепиться за лёд» в 5-6 утра, чтобы к 10-11 утра оказаться на перевале, оттуда час до вершины и три часа закладываем на спуск. То есть основные трудности восхождения: ледовый ключ, скальный участок, спуск дюльфером и прохождение «скальной грудки» на спуске проходят в светлое время.

Время прохождения участков и в целом маршрута можно брать из отчётов других команд, естественно, соизмеряя с уровнем вашей команды. Также можно брать это время из опыта прохождения вашей командой (или лидером) других маршрутов с участками такой же сложности. Например, я закладываю обычно скорость ИТО участков А2-А3 примерно 2 часа на 50 м, более простого рельефа лазательного до V-V+ категории сложности и ИТО А0-А1 – 1-1,5 часа на 50 м. Если получилось лучше, – хорошо, пойдёт в запас прочности, можно «покурить», перекусить.

- продумывайте, прорабатывайте, готовьте заранее варианты спуска. Раньше в спортивном альпинизме это считалось обязательным пунктом, требованием. Вы должны иметь контраргумент или, точнее, план действий при любом развитии событий.

Сразу нужно ответить на вопросы:

  • что я (команда) будем делать, если произойдет то-то и то-то.
  • насколько безопасен вариант спуска, который мы держим на аварийный случай? Безопаснее ли он днём? Ночью? После обильных снегопадов?
  • есть ли у меня (нас) необходимое снаряжение, которого бы хватило, чтобы обеспечить безопасный спуск из любой точки маршрута? Или вы готовы в случае неудачи раскидывать на каждом дюльфере дорогостоящие френды?

По устоявшейся традиции последних 20 лет на дюльферах оставляют 1 или 2 сблокированных якорных крюка. Этот выбор не случаен: они просты в установке, достаточно надёжны (пожалуй, один из самых надёжных элементов, оставляемых на страховку.

Но какую бы надёжную точку вы не оставляли, её нужно предварительно проверять следующим способом:

Делаете станцию и точку, которую планируете оставить, подщёлкиваете оттяжкой точку к станции, (точка по-хорошему должна находиться ниже станции, чтобы в случае, если точка вылетит, рывок на станцию был минимальный), связываете дубовым узлом и встёгиваете дюльферные веревки только в эту точку. Все, включая самого тяжелого участника с самым большим баулом, дюльферяют с подстраховкой за станцию, а последний разбирает станцию, забирает оттяжку и спускается на проверенной точке.

Количество расходных якорей, сами понимаете, равно длине маршрута, поделенной на длину ваших веревок. Если вы предпочитаете дюльферять с двух точек, соответственно, умножайте на два.

Ну а если всё-таки вы не запаслись нужным количеством расходных крючьев и случилась нештатная ситуация, то в ход идёт всё снаряжение: бросают буры, френды, лепестковые крючья, закладки, я встречал даже съёмные шлямбура длиной 22 мм, брошенные на спуске. Здесь от скорости и от вашей щедрости на оставленные «драгоценности» зависит здоровье, а иногда и жизнь напарника, и безопасность всей команды. Только обязательно проверяйте точку описанным выше случаем. На этой манипуляции вы практически не теряете время, но выигрываете жизнь!

Иногда, если рельеф достаточно разнообразный, можно спускаться, оставляя петли, наброшенные на камень. Это несомненно дешевле, чем бросать железо. Надо быть внимательными: камень должен быть минимум в 3 раза больше участника по весу, не лежать на наклонной плоскости или скользком основании. В идеале, чтобы камень вообще был частью скалы (выступом). Убедиться в этом можно по звуку, простучав камень молотком, или визуально, осмотрев основание камня. Если камень уже откололся от скалы звук будет глухой.

Как правило, такие камни попадаются на маршрутах до 4-5 к.с или гребневых. На 6-х я бы не рассчитывал на такое «счастье» и брал забивные точки.

В качестве расходного шнура можно использовать обычный репшнур, начиная от 6 мм, либо кевларовый или дайнемовый реп в нейлоновой оплётке, диаметром 5-5.5 мм. Не стоит рисковать и пользоваться репшнурами из охотничьих и рыболовных магазинов, так как они могут не подходить не только по разрывной прочности, но также по устойчивости к истиранию и перетиранию через кромку скалы. Если вам где-то удалось раздобыть чистую дайнему или стропу из дайнемы без нейлоновой оплётки на отрез, помните, что дайнема – очень скользкий материал, и узлы на ней ненадёжны.

Бывают такие маршруты, где нельзя найти рельеф и для забивных точек. Например, известняковые районы, где трещин может не быть на протяжении веревки. Тут приходится прибегнуть к шлямбурам. Обычная шпилька 8*60 мм, - супернадёжная точка почти в любой породе (этой зимой мне попалась скала известняково-песчаного строения и тут были сомнения), ставится недолго, весит мало. Мои обрезанные до 48 мм болтики весят 32 грамма, половину якоря. На дюльфере я успеваю забить «под ключ» шлямбур, установить расходное ухо, заранее провязанное 6-7 мм репиком пока спускается второй участник. На большую стену наша команда всегда берет с собой пробойник, анкерные крючья и расходные уши заранее провязанные репиком.

Ускорить спуск дюльфером и сэкономить расходное «железо» поможет спуск по ледовому рельефу. Выигрыш в скорости будет за счёт стандартных решений, при организации станций и точек для спуска (проушина Абалакова, самовыкрут). К тому же на ледовом и снежном рельефе меньше шансов, что веревка случайно зацепится при падении за какой-нибудь выступ.

Если количество участников 3 и более человек, а количество веревок тоже минимум 3, то можно дюльферять сразу на две веревки: первый спускается, делает станцию, второй спускается, подносит веревку, её кидают ниже и первый начинает дюльферять, не дожидаясь, когда приедет третий (последний) и сбросят веревки. Таким образом, на один дюльфер может уходить в среднем 20 минут или даже меньше.

Выбор маршрута для спуска

Немного про выбор маршрута для спуска. Если вы находитесь в районе, где уже совершались восхождения и на вашу гору уже есть маршрут, то скорее всего это он. Как правило, спусковой маршрут самый логичный и простой маршрут для восхождения и его проходят в первую очередь. Даже если он не самый короткий (т.к. гребневые маршруты обычно длиннее), на более простом маршруте есть полки, а это психологически проще, чем собирать станцию в висе; и больше рельефа для организации страховки и спуска. Даже если вы не ходили этот маршрут, информацию можно получить из описаний на сайте ФАР или у последней команды, побывавшей на маршруте.

На что стоит обратить внимание.

Сейчас есть признаки глобального потепления, и многие маршруты становятся небезопасны. Во время восхождения на Латок1 по кулуару, по которому мы двигались, сошла мокрая лавина, вызванная обрывом снежно-ледового карниза в конце кулуара. Мы тогда чудом (или точнее благодаря чутью нашего руководителя Кости Маркевича) остались живы – вовремя прижались к борту кулуара.

Кулуар – наиболее простая для передвижения, как вниз, так и вверх, форма рельефа. Однако не стоит находится в заснеженном кулуаре после обильного снегопада, после резкого потепления или похолодания, а также, когда на маршруте выше вас находится другая группа. Всё вышеперечисленное может приводить к сходу лавины или камнепаду. Если в районе велика опасность камнепадов, то лучше для спуска (да и для подъёма) выбирать выступающие формы рельефа: гребни, контрфорсы, хицаны, нунатаки.

И ещё один совет, так сказать, бонусом. Всегда сохраняйте хладнокровие и старайтесь гасить нервозную обстановку в группе, что бы ни случилось. Когда человек нервничает, истерит, он уже не способен принимать адекватных решений, руководствуясь логикой, и способен совершить ошибку. Как говорит мой товарищ, всё же это в конечном счёте для удовольствия))

Надеюсь, что-то вы почерпнёте в этой статье для того, чтобы ходить безопасно и вместе с тем смело, уверенно.. и до встречи в Горах!

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

1000 баллов на дисконтную карту

Подпишитесь на новости
и получите баллы на дисконтную карту

Заполните поле

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Мои вишлисты

Подождите, пожалуйста...

Авторизация

Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

неверный e-mail
Заполните поле

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

0 товаров  на сумму 0 ₽
Доставка 0 ₽
Итого без учета доставки: 0 ₽
Итого: 0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
не указан телефон

yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

выберите магазин:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Скидка по клубной карте не применяется при оплате заказа от юридического лица
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0
Скидка по карте
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить

05. Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Бесплатная доставка при заказе от 4 999 ₽

0 товаров  на сумму 0 ₽
Доставка 0 ₽
Итого без учета доставки: 0 ₽
Итого: 0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Подарочный сертификат

Заполните поле
Заполните поле
Неверный код

Добавлен в корзину:

Запись удалена

Вы авторизованы

Товар удалён из сравнения

Добавлен в

Перейти в сравнение

Отменить

Этот сайт использует cookies, чтобы помочь улучшить ваш пользовательский опыт