09.04.2024

Восхождение чемпионов: первопроход на Пик Военных Топографов

38 минут на чтение

VK TG

Ратмир Мухаметзянов, Парфёнов Александр и Сухарев Алексей в конце прошлого года прошли свой маршрут по юго-западной стене, совершив первовосхождение на пик Военных Топографов.

Пик Военных Топографов высотой 6873 метров над уровнем моря, третья по высоте вершина Центрального Тянь-Шаня, после пиков Победа и Хан-Тенгри. Пик расположен в хребте Кокшаалтау, восточнее пика Победа В.

Палящее солнце печет голову, в каске и без каски. От него некуда деться. Размышляю, что лучше -40, чем +40, ведь в -40 можно надеть тёплый пухан или окуклиться в спальник, а здесь, куда ты денешься от этого солнца, посреди ледника?! Иду первым в связке, распутываю разорванный ледник, периодически проваливаясь по пояс то в раскисший снег, то в трещину. Кстати, на последние стало уже достаточно пофиг. Парни сзади похоже ловят «приход». Ратмир уже 3 часа назад выступил с манифестом: «Я зае@лся» и периодически повторяет его, чтобы не забыли, видимо. Договорились остановиться у ближайшего ледникового озера.

10-й день, ползём на базу (на фото А. Парфёнов)

В этот же день. Просыпаемся в 2 ночи под привычный Nightwish «Sleeping Sun». Доедаем остатки сублиматов. Вылазим из нашего домика с видом..никакого вида! Снег сыпал вчера, за ночь его выпало 40 см. Сейчас поднялся ещё и ветер. Порывы ветра поднимают снежную крошку, которая сечет лицо и налипает вокруг глаз. Прямо-таки джеклондоновская погода, только нет с нами лаек, нет и упряжки, но есть знакомая по его книгам жажда жизни, которая вела нас эти 11 дней китайской эпопеи.

Спускаться нет возможности: подойдя к краю седловины, из-за пурги не можем открыть глаз, туман оставляет дальше 20 метров лишь силуэты. Принимаем решение вернуться на седловину, ждать рассвета. Я успокаиваю парней: Шевчук пел «На рассвете ветер», а не на рассвете его нет, наверное. Чтобы не потерять тепло, машем руками, танцуем джигу и канкан, Лёха рассказывает анекдоты, фантазируем, чем нас встретят в лагере девчонки, что выпьем в первую очередь, а что – во вторую.

Светает.. Впереди «заряженный» склон перевала Чон-Торен.

Днем раньше. Идём по гребню. Когда туман уходит, вырисовывается громада Победы, точнее панорама от Победы Восточной до Неру. Весь массив напоминает гигантскую подводную лодку с рубкой – вершиной Победа-Главная. Надо когда-нибудь набраться сил и сходить этот траверс, так, для души. Наверное парни согласятся. Не все!)

Спускаемся по Западному гребню Военных Топографов. На заднем плане ‒ массив Победы, от Победы Восточной до Главной вершины

Острый-острый гребень. Местами балансируя, идём, одна нога в долине Южного Иныльчека, другая ‒ в Китае. Чтобы не оказаться ускоренным способом там или там, ‒ в руке ледоруб. Ледоруба два, а нас трое. Ратмир ‒ просто чёткий. Карнизы обходим по китайскому склону, ‒ они свисают на север.

Двумя днями ранее. Опять мой день, и опять мокрый снег засыпается во все щели. Как назло положительный рельеф и уже вымокли колени. Примерно на веревку наличие отсутствия рельефа. С прогнозами по полке ошиблись метров на 50. Хорошо, что нависание, которое угнетало нас своим видом и перспективой, удалось распутать по «неявно выраженному нависанию», оставив слева ещё один самый большой где-то там карниз, с вылетом метров 15‒20.

Если бы не поджимала продуктовая раскладка и погода,‒ мы бы пободались! Вчера Ратмир сломал пробойник. Он верой и правдой служил 15 лет. Видно пришёл его час. Ничто не вечно и бур теперь держится на армированном скотче. Парни окликают меня, я привычным движением достаю пробойник из сумочки, одновременно переговариваясь с Лёхой, и.. единственный бур, позвякивая улетает вниз, к подножию горы. А впереди ещё точно полверевки монолита и карниз. Неужели вот так, за полверевки до простого рельефа, придётся повернуть?!! По моей вине?!

Пик Военных Топографов. История восхождений.

Юго-Западная стена пика Военных Топографов. Вид с перевала Чон-торен(с Запада)

Пик Военных Топографов высотой 6873 метров над уровнем моря, третья по высоте вершина Центрального Тянь-Шаня, после пиков Победа и Хан-Тенгри. Пик расположен в хребте Кокшаалтау, восточнее пика Победа В.

Первая попытка подняться на пик Военных Топографов предпринята в экспедиции Игоря Ерохина в 1958 году. С перевала Чон-Торен. Участники экспедиции готовились к советско-китайскому восхождению на Эверест, и главной целью на этом этапе было восхождение на пик Победа, на Топографов же шли ради акклиматизации. Дойдя до точки, где сходятся гребни с перевалов Чон-Торен и Высокий (6816), повернули обратно, назвав место, до куда удалось подняться, пик Военных Топографов Западный, 6816м.

В 1965 году здесь впервые появляется экспедиция, планирующая совершить восхождение на сам пик. На этот раз маршрут восхождения начинался не с перевала Чон-Торен, а с верховьев ледника Южный Иныльчек. Восхождение происходило, как бы сейчас сказали, в гималайском стиле, с установкой трёх промежуточных лагерей (3-й на перевале Высокий). Экспедиция тоже не миновала на своём пути Западную вершину, сняли записку Игоря Ерохина.15 августа группа поднялась на главную вершину, маршрут классифицирован как 5Б и на данный момент не повторён (насколько мне известно).

Через двадцать три года записку первовосходителей сняли Валерий Хрищатый и Казбек Валиев в 1988 году в рамках траверса Победа ‒ Военных Топографов, готовясь в составе сборной Союза к траверсу Канченджанги.

Следующими на вершине оказались Валерий Хрищатый с командой на траверсе Победа ‒Хан-Тенгри в 1990.

В 2006 команда Анатолия Джулия проходит новый маршрут по южному ребру, который начинается за перевалом Чон-Торен, в Китае. Все участники группы ‒ туристы.

Вид на нашу стену со склонов Победы Восточной, фото Георгия Сальникова (турклуб НГУ)

И наконец, в 2021 году свой маршрут на вершину прокладывает московская команда под руководством Сергея Нилова.

Кроме того, после нашего возвращения, появились сведения, что команда Татарстана в 2007 году (с предварительной разведкой стены в 2006-м) делала попытку, прошла параллельной нашей линии процентов 40 стены, но вынуждена была спуститься из-за срыва и травмы лидера.

Крутая монолитная Западная стена на протяжении минимум 3-х десятилетий привлекала внимание сильнейших команд РФ и постсоветского пространства. Я знаю, интересовались стеной кузбасцы, команда Александра Фойгта, красноярцы во главе с Н.Н. Захаровым, заглядывался на неё и Александр Ручкин, но по ряду неизвестных мне причин, решили оставить её нам, молодому поколению))

Начало маршрута на пик Военных топографов по Западной стене также находится на китайской стороне, за перевалом Чон-Торен (3Б, по туристской классификации, 5450), на высоте примерно 4950 м.

Подход из базового лагеря на леднике Южный Иныльчек занимает 2-3 полных дня или 25-27 км.

В 2017 году во время нашего восхождения на Пик Победы по маршруту Журавлёва мы с Алексеем Сухаревым впервые увидели эту стену и, конечно, нам захотелось её пройти. В 2022 году мы предприняли попытку сделать это, но из-за болезни двух участников из четырёх пришлось отступить. И вот, 7 августа 2023 года мы сообщили по рации Диме Грекову, что стоим на вершине пика Военных Топографов.

Вид на Юго-Западную стену Военных Топографов (в левом нижнем углу) с маршрута Журавлёва на Победу. Такой мы впервые увидели её.

Сегодня прилетел Ратмир. В нашем лагере наконец-то движ. Собираем еду, по третьему разу запускаем возбужденный киргизским аперитивом мозг на штурм: что ещё могли забыть и что ещё можно выкинуть. По традиции засиделись шумной компанией до 4 утра. В 7 утра подъём.

На леднике Звёздока. Леха и Ратмир (Алексей Сухарев и Ратмир Мухаметзянов)

На сегодня задача-максимум – подойти под перевал Чон-Торен.

Смертоносные лавины со склонов Победы. Пьедестал. Маршрут Абалакова.

С ней почти справились: прошли 1-й лагерь Победы, печально прославившийся в этом году Пьедестал, ‒ начало маршрута Абалакова и поставили лагерь уже за разрывами ледника в нескольких ходках от перевального взлёта. В прошлом году мы дошли до этого места только к полудню второго дня. Отсюда мы стартовали в 2017 году на маршрут Журавлёва. Тогда я окончательно понял, каким альпинизмом хочу заниматься.

Первая ночёвка под склонами Победы Восточной на леднике «Звёздочка»

Снова ранний подъём, теперь уже в 5. Сегодня нам предстоит подняться на перевал Чон-Торен (5400), разведать спуск и, по-хорошему, подойти под стену.

Подъем со всем грузом на перевал Чон-Торен

Обедаем на перевале. Леха запускает квадрик. По фотографиям, которые дал мне Серёга Романенков, видно, что на Восток перевал обрывается гигантскими карнизами. В око квадрокоптера находим узкий проход между двумя огромными козырьками. Вовремя. Поднялся ветер и квадрик начало сдувать обратно, на киргизскую сторону, мы чуть его не потеряли.

На перевале решили оставить палки, рюкзак Ратмира, квадрокоптер, и еды на 1,5 дня. Собственно, с рюкзака и решили сдюльферять. Помню в 2018 году Витя Коваль показал мне, как дюльферять с термарестовского коврика. Такое себе, как говорят москвичи. А тут целый рюкзак! В общем, самым трепетным моментом был переход с положилова под карниз. Проваливаюсь ногами в пустоту..,‒ полёт нормальный, в смысле всё ОК. Стараюсь не задевать ногами ажурные конструкции, похожие на самый большой в мире оргАн. Всё нормально, вижу под карнизом небольшой пятачок, на который можно приземлиться, закачиваюсь туда, с третьего раза удаётся зацепиться молотком. Лед хороший, делаю станцию. 6-7 верёвок и мы в долине. Снег раскис, и мы проваливаемся по пояс. Становимся на ночёвку здесь, под защитой мульды.

Утро. Итак, час «Ч», день «Д», минута «Хэ»: мы подошли под стену. Привыкшая падать назад при виде стены шапка падает, поэтому я предпочитаю капюшоны. Стена совсем не похожа на то, что я себе представлял. Да это бигволл какой-то! Местами не видно направляющего рельефа вовсе. Ну хоть есть снежные полки через каждые 150‒200 м, на этом спасибо!

Первым начинает работать Лёха. Как всегда, цоколь начинается со льда, средней крутизны, 50‒60 градусов. Мы с чувалами еле поспеваем за лидером. Ратмир придумал передавать станцию и железо по страховочной веревке, когда лидер уже закрутил бур будущей станции, но второй ещё не дошёл до своей. Я про себя отмечаю: молодец, думает!

«Цоколь» Юго-Западной стены. Начало ‒ трехсотметровый ледовый склон

Пройдя 300 метров льда, мы оказались под скалой: первые веревки не сложные, но уже скоро Лёха забрался в разрушенный внутренний угол, со щелью, забитой гудящими перьями и запечатанной сверху косым четырёхметровым карнизом.

Самый сложный участок маршрута. Алексей проходит на скайхуках кромку карниза

Я крикнул Ратмиру чтобы не спешил ко мне на полку, потому что в случае шухера один смогу отпрыгнуть или спрятаться под стену, вдвоём же это делать сложнее, хореография на уровне «Лебединого озера».

Опять привычные со Сварога скайхуки в потолок, опять ноги лидера болтаются в безопорном пространстве, если к такому можно привыкнуть. К вечеру поднялся холодный ветер и крепко замерзший Леха выбрался на снежно-ледовую склон-полку, длиной примерно в полверевки. Всё идёт по плану О-О-У-о! Дружно принялись копать площадку, местами срубать лёд и достраивать полку с помощью гамака лёхиного изготовления. Гамак мы взяли впервые, крутая штука! Весит всего 500 грамм, но даёт возможность вполне комфортно пристроить на полке шириной сантиметров 80 наш маленький домик на троих Sivera «Одрина».

Ночевка на достроенной с помощью гамака снежной полке

На возмущения Ратмира по поводу тесноты отвечаю, что у нас есть ещё куча неиспробованных вариантов: ночёвка полулежачая, сидячая ночевка, буржуи так вообще спят под открытым небом на 7000-х.

День второй. Пришло время мне поработать. Начинаю по разрушенным, залитым льдом углам, лазание пятёрошное. Порода так себе. Трещины либо глухие, либо залиты льдом. В конце внутреннего угла, рельеф начинает нависать, я перехожу на ИТО. Двигаюсь медленно, нет того драйва, как, скажем, на Ерыдаге. Что это, фобия после травмы или понимание, что нас в случае чего не спасут и выгребать придётся через 3Б перевал? Почти ненавижу себя за это: мозг всё время достраивает картины срыва и последствий. Так бывает обычно сразу после того, как полетал, но последний «вылет» был 5 месяцев назад! Когда порода совсем не вызывает доверия, ‒ привстаю на скайхук, рельефный или дырочный. По нависанию идёт щель, залитая льдом, обхожу её на дырочных скайхуках по нависающей плите. После третьего шага нахожу место под плохой якорь: погруженная часть 1‒1,5см. Только вщёлкиваюсь, и подо мной скалывается дырка. Лечу, полёт нормальный, точка поймала. Странно, это первая в моей практике сколовшаяся моя дырка на граните. Вяло принимаюсь за работу.

После серии залитых льдом внутренних углов выхожу на полку с большим камнем. Дальше ‒ гладкая стена. Время 2 часа дня, а ничего похожего на ночёвку даже в перспективе нет.

В начале стены глухая трещина под якоря и фифы, она заглухает, метрах в 70 видна бровь-карниз, подходящая слева. Как назло, начинается обильный мокрый снег. Мне-то ничего, двигаюсь, а вот напарники начинают роптать.

Прохожу на скайхуках метров 20, с облегченным молотком дела идут небыстро, напарники уже открыто выражают своё негодование, но пока ещё дошли до характеристик. Время 4 часа, снег начинает валить хлопьями. Посовещавшись, принимаем решение вернуться на исходные позиции. О это приятное ощущение, когда отжатая реверсой с мокрой веревки холодная вода стекает в пах!

Всю ночь посыпало снегом. Между стенкой палатки и склоном насыпало и утрамбовало снег на ¾ нашего домика. Хорошо, что мы растянули на бурах дно и запустили самку (прим. самостраховку)  внутрь палатки: за ночь нас может подвинуть с полки.

Утро, как обычно, началось не с кофе

Сегодня рельеф ИТОшный и работает снова Леха. Ему нужно доработать зеркало, подойти под нависающую бровь, зацепиться за щель в основании брови, по ней добраться до внутреннего угла, образованного гигантским отщепом, и по нему выйти на полку (надеюсь, она есть).

Работа на стене под карнизом «Бровь». Лидирует Алексей Сухарев

Примерно за час-полтора проходим обработанные перила, Ратмир и Лёха полезли, я – за кинооператора. В этот День Лёха так усердствовал, что сломал пробойник, ‒ в горах не надёжен ни камень, ни лёд, ни скала, ни фирмовое ***** железо. Но, к счастью, всё в горах можно отремонтировать с помощью армированного скотча, а если не все, ‒ то мало взяли скотча. Примотали сверло к пробойнику и опять за своё. Угол со щелью под нависающей бровью не то, чтобы прибавил скорости: кромки трещины покрыты трухой, местами живые камни. Да, это вам не Каравшин, здесь вообще от начала времен никто не был.

К вечеру выбрались на полочку, уставшие, но довольные: опять возвращаться в располагу уже не хватило бы веревок. Завтра лидирует Ратмир: рельеф вроде бы лазательный, надо ускорится: форекаст и трекер вангуют ж@пу с 5 на 6-е, и полную ж@пу 7-го.

Ратмир выходит на полку третьей ночевки. На заднем плане первал Чон-Торен и склоны Победы Восточной

И я (с ограничениями), и Леха можем передвигаться по пятёрочному рельефу лазанием в кошках, но смотреть, как лезет Ратмир, ‒ просто песня! Кажется, он будто вообще не напрягается, только изредка в лучах слепящего солнца разглядывает, куда поставить ногу. Ещё до обеда выбрались на большую полку. Впереди опять нависание. Слева гигантский карниз, но вроде можно не рубиться, а пролезть по серии нависающих внутренних углов. До следующей полки явно не успеваем, поэтому оставляем Леху на хозяйстве: сушить подмокшие за 3 дня спальник, палатку и прочее шмотьё. До конца дня обработали две полные растянутые веревки или 5 участков по 25-30 м.

Когда вечером вернулись на полку, нас ждали сухой спальник, горячее питьё и идеальный порядок. Девчонки, рекомендую ‒ Леха))

По традиции в мой день мокрый снег и гладкая стена. И всё бы ничего, но в середине дня разболтался отремонтированный скотчем пробойник и при очередной смене рук единственный бур улетел к началу маршрута. У меня лёгкая паника. Неужели всё? Дюльферять, не доработав до крыши 30 метров?!

Таак... Что мы можем сделать? Пробить 30 дырок фифой и якорями,‒ ну вряд ли. Остаётся качать маятники: справа есть щель, заканчивающаяся под карнизом, по ней можно набрать метров 12 высоты и уйти ещё правее: там вроде есть ещё какая-то складчатость. После второго маятника удаётся зацепиться за полку, шириной в полстопы, по ней можно двигаться в подхват.

Таким участок маятника увидел Лёха

Прохожу 7 метров. Впереди ещё один траверс по гладкой плите, с зацепками уровня 6с, дальше хороший рельеф под свободное лазание. Предлагаю Ратмиру смениться. Леха, матерясь и бросая на маятниках точки, подходит ко мне, делает перила для Ратмира. Передаю железо, меняемся. Ратмир набирает по простому рельефу метров 10, затем, перетанцовывая по микрозацепам, уходит к более простому рельефу, дальше без проблем идёт вверх по расщелине, затем по камину и Эврика!,‒ он вышел на полку, с которой начинается скальный гребень, уже южной экспозиции.

Весь следующий день мы работали гребень. Примерно до 6520 снежно-ледовые участки сменяются V-V+ лазанием. Вишенка на торте ‒ стометровый участок пятёрочного лазания на высоте 6500!

Стометровая стена вершинной башни, а точнее не вершинной, а перед выходом на снежные склоны Западного гребня

После такого можно уже проситься в гималайские экспедиции! Когда вышли на снежные поля, тропить вызвался Лёха,‒ он умеет идти по лавиноопасному склону и не бояться. К вечеру 6-го дня мы выбрались на западный гребень. Впереди, метрах в 300, западная вершина Военных Топографов. А прямо перед нами ‒ великолепная, ровная площадка в мульде под скальным карнизом, ‒ награда за 6 дней болтания ногами в пустоте.

Утром снегопад и туман. С востока ветром приносит облака, и они просыпаются на нашем пути снегом, а иногда снежной крупой, похожей на пенопласт. Только бы не успело зарядить склоны на спусковой 5А! Вначале доходим до западной вершины, снимаем записку Нилова-Головченко 2021 года. Бросаем часть снаряжения здесь, идём в молоке до главной вершины. Вязкое, тягучее пространство. Высота и 6 дней стены дают о себе знать. Передвигаю ногами как робот. А в голове, в качестве мотивации, прокручиваю меню кафешек и баров Бишкека, где официантка в морском кителе и фуражке поджигает В-52, первый, но не последний за вечер. Так доходим до участка, где гребень поворачивает и идёт вниз. В короткое окно видим Китай и ничего выше нас на Востоке. Странно, ведь должен же быть где-то тур. Но раздумывать некогда, время и погода играют против и похоже заходят с козырей: из-под ног на склоне уже начинают сходить лавины. Идём не связываясь. После того, как прошли жандарм «Зуб» и сбросили высоту, разъяснилось. Как будто даже снега здесь выпало меньше. Из тумана слева выплыла громада Победы, а справа показался Хан с нетрадиционного ракурса.

Хан и Победа с «нетрадиционного» ракурса

На дюльферах пришлось бросать якоря. Последний дюльфер на подушку стоил нам моей новенькой динамики: веревка застряла на сложной 15-ти метровой стенке, и, учитывая состояние группы, спасы веревки решили не устраивать.

На Западном гребне Военных Топографов

На плато перед перевалом начали проваливаться в снег по колено. На кошки налипает и с антиподлипом, и без. Снова налетело облако, мы в тумане. После 2-3 шагов на ботинок приклеивается 1,5-2 кг мокрого снега. Вкупе с тропежкой и отсутствием видимости это очень замедляет. На перевальной седловине оказались только к 4-м дня. Откопали рюкзак, выкопали площадку под палатку. Снег валит хлопьями. Прячем по рюкзакам всё: железо, веревки, кошки. Мокрые, забиваемся в палатку. Пока готовим, несколько раз приходится вылезать, откапывать вход и борта палатки, ‒ иначе нас просто засыпет в яме и схлопнет каркас палатки. Даа... веселый спуск завтра предстоит!

Просыпаемся в 2 ночи, кипятим, собираемся, подходим к перегибу и... никуда не идём: нет видимости, лицо сечет снежная крошка, поднимаемая ветром с долины по трамплину перевала. Ждём до рассвета. Видимость то появляется, то исчезает. В короткие разрывы намечаем конечную точку на длину веревки и спускаемся к ней, и так каждый раз. Вчера не смогли сдёрнуть веревку и поэтому сегодня последний у нас спускается лазанием с нижней страховкой. Снежные поля проходим осторожно, первый тропит, мы готовы в любой момент поймать поехавшего Леху. Склон некрутой, вероятность схода низкая, но чем черт не шутит: свежего снега выпало выше колена.

Итак, в этот, 10-й день, мы проделали 20 километров по леднику «Звёздочка», прежде чем оказались в столовой почти что родного Дома, ‒ лагеря Южный Иныльчек, где девчонки-поварихи любезно оставили ужин и два термоса кипятка и где впервые, под завывание метели, пока осторожно и вдумчиво (как это бывает у мужчин) прозвучало слово «Огре»?!

Тактические действия команды

Поскольку подход под маршрут занимает 2-3 дня через первал Чон-Торен (5400), ставку решили сделать на скорость, не предполагая запасных дней работы на случай непогоды при формировании запаса продуктов для восхождения. Два дня на подход под стену (27 км), 6,5 дней на прохождение маршрута и 1,5 дня на возвращение в базовый лагерь. Часть вещей решено было оставить на перевале Чон-Торен: палки, третий рюкзак, 1,5 дня еды ( ужин, завтрак, обед)

30.07. Вышли из базового лагеря в 7 утра, к вечеру прошли разорванный ледник под контрфорсом маршрута Журавлёва и встали на ночёвку уже на ровном леднике в 2-3 ходках от перевала. На ночёвку остановились в 18.00, ходовых часов 10.

31.07. Ранний подъём, выход в 5:00. К обеду поднялись на перевальную седловину, перекусили, сделали фотографии стены чуть в профиль, исследовали спуск с перевала на Восток. Чтобы спуститься в долину, потребовалось 6 дюльферов по 60 м, почти все веревки по нависанию.

Спустились в долину, заночевали под защитой мульды в центре ледника: бьёт камнями с перевала и склонов западного гребня Военных Топографов, также потенциально могут сходить лавины большой массы снега со склонов Победы Восточной.

01.08. Прошли фирновый взлёт, ледовый «цоколь» и первые … метров скалы. Ночёвка посередине большой снежной полки на скальной «тумбе». Первым работал Алексей Сухарев.

02.08. Прошли 120 м сложного скального рельефа, запланированные скальные полки оказались непригодны для бивуака, спустились к предыдущей ночевке. Работал первым А. Парфёнов.

03.08. Прошли обработанные вчера веревки, пролезли … метров сложного рельефа (в основном А3), ночевка на дооборудованной с помощью гамака полке. Первым работал А.Сухарев.

04.08. От ночевки до выхода на большую полку сложный, но проходимый свободным лазанием рельеф … метров, на полке оставили А. Сухарева, и бивуачное, проходим по нависающему «пузу» ещё … метров. Работал Ратмир Мухаметзянов.

05.08. Проходим обработанное, практически сразу начинаются гладкие плиты без рельефа. Доходим до карниза без рельефа для прохождения, отсюда начинаем качать маятники 2 раза, меняемся. Далее пошёл сложный лазательный рельеф, лидирует Ратмир. К вечеру выходим на полку, с которой начинается гребень. Первая ночёвка без гамака.

06.08. Работает Ратмир. Фирновые поля сменяются стенками, проходимыми свободным лазанием V+ категории. Во второй половине дня подошли под своеобразный «хэдволл» ‒ 120 м стенка с лазанием V-V+ к.с. К вечеру вылезли на Западный гребень, ночуем в мульде на гребне. Ровно, уютно.

07.08. В 7 утра стартуем, через час – на Западной вершине, находим записку команды Нилова 2021 года, движемся в сторону главной вершины. В 10 утра на вершине, видимость нулевая, снега выпало около 30 см, тур не находим, идём на спуск, обратно. В 16.00 мы на перевале Чон-Торен, свежего снега уже 40 см, становимся на ночёвку.

08.08. Всю ночь сыпал снег, к утру закончился, поднялся ветер. После рассвета ветер стих, и мы пошли на спуск. Первого (Алексея) выпускаем на полную веревку, готовясь ловить, если Лёха инициирует сход снега. Уже спустившись в долину сделали вывод, что при данных условиях сход лавин с перевала Чон-Торен маловероятен: с крутых склонов уже сошло за ночь, на пологих участках снег хорошо утрамбовался под собственной массой.

Восхождение было совершено без предварительной обработки, без платформы, в скоростном стиле. Все члены команды по очереди работали лидером, передвижение осуществлялось по одновременной красноярской схеме. Страховка первого ‒ всегда на двух веревках, второго, соответственно, тоже, 3-го ‒ при необходимости. Для организации ночевок использовался гамак для расширения полки до габаритов дна палатки. Все ночевки получились лежачие.

Заключение о предварительной оценке маршрута в сравнении c ранее пройденными маршрутами той же категории сложности, имеющимися в активе участников команды

По единодушному мнению всех членов команды, пройденный маршрут по совокупности факторов сложнее всего ранее пройденного нами, включая маршруты 6Б к.с. ( Аксу м-т Тухватуллина, 6Б; Кызыл-Аскер м-т Хвостенко «Копье», 6Б, Сварог, м-т Парфёнова, 6Б, Одессы м-ты Русяева, Одинцова и Воронова, 6Б, Победы, м-т Журавлева, 6А, Свободной Кореи, м-т Семилеткина(бывш. 6Б)) По сложности и объёму работы больше всего подходит зимняя Аксу и Энгельса. В отличие от зимней Аксу скальная часть стены у Военных Топографов короче (1170 и 1520), но общая протяженность, включая участки льда и гребня почти в два раза превышает протяженность Аксу (3300 и 1920 для Военных Топографов и Аксу, соответственно). Средний угол стенной части Аксу и Военных Топографов одинаков: 73 град, с той лишь разницей, что маршрут Тухватуллина в основном имеет стабильный положительный уклон, а Военных Топографов имеет несколько протяженных участков нависания, чередующихся со снежными полками. Кроме того, добавляется фактор высоты, наша стена начинается на высоте конца технических участков на Аксу (5100м) и заканчивается на 6520,‒ высота вершины пика Энгельса.

Сравнение с «сильными» маршрутами в Высотном и Высотно-техническом классе разных лет

Вершина, наименование, сложность маршрута

Протяженность всего маршрута, м

Перепад, м

Протяженность стенного участка, м

Средняя крутизна осн. части маршрута

Военных Топографов

3300

1920

1203

73,3

Энгельса, м‒т Чуновкина, 6Б

3300

2200

1500

86

Энгельса, м‒т Гааса

2305

1560

1600

70

Музтаг Тауэр, м‒т Нилова, 6Б

3400

2023

1550

73

Талай Сагар, м‒т Нилова, 6Б

1477

1270

870

72

Неру,м‒т Гурова,6Б

2960

2430

1200

55

Одессы, Воронова, 6Б

1475

1110

1395

78

Аксу, Тухватуллина, 6Б

1920

1467

1500

73

Фото маршрута с обозначением участков и ночёвок

Работа над ошибками

В прошлом году, когда мы двинули в сторону Топографов и не дошли даже до седловины перевала Чон-Торен из-за болезни 2-х участников из 4-х, наметился ряд проблем и необходимо было провести работу над ошибками. Мы её провели и пришли к выводу, что основная причина ‒ общая усталость. Кроме временных и погодных ресурсов, есть ещё и ресурс человеческий: как долго человек может совершать работу на пределе сил и не перегореть, чтобы это не привело к болезни или НС.

Как в большинстве случаев, здесь есть два пути ‒ интенсивный и экстенсивный. Но не будем вдаваться в философию, где здесь что)) Итак, наметили несколько пунктов:

  1. Систематизировать и разнообразить легкоатлетические тренировки.
  2. Отказаться от высотно-технического района, как разминки перед основным объектом, так как это ставит под угрозу главное мероприятие.
  3. По возможности сократить время работы на маршруте и подходы. Поясню: в прошлом году мы закладывали 3 дня на подход под стену и 2 дня на спуск и возвращение в базовый лагерь. В этом году решили подойти под стену за два дня (отказались от ночевки на перевале) и посчитали возможным на обратном пути совместить день выхода на вершину и спуск на перевальную седловину Чон-Торена.
  4. Отстыковать акклиматизационные планы и дату заезда в район, чтобы все оказались «примерно в одной поре».
  5. Сократить общее количество работы по перемещению веса.
  6. Подготовить комплект снаряжения на 3 и 4 участника восхождения.

И если по 1,2,4 пунктам примерно всё понятно, бери да тренируйся, пох@рь 6Б в двойке и назначить дату выхода, например, на 29-е, то 3,5,6 пункты упираются в вес снаряжения, которое у нас и так неплохое. В ходе мозгового штурма набросали список мероприятий:

Групповое снаряжение:

  1. Заменить палатку Ferrino Snowbond (минимальный вес 4200гр/1050 на чел.) на BD Fitzroy (минимальный вес 2,7кг/675гр на чел) из расчёта на 4-х человек и Сивера Одрина (минимальный вес 1600/533гр на чел) на 3чел
  2. Отказ от баулов, замена их на рюкзаки массой до 1кг: 3400*2-1000*2= 4800 для группы из 4х человек
  3. Отказ от 2 микротрекшенов и карабинов в комплекте (85*2+45*2)= 350грамм
  4. Френды #1,#2,#3 BD Ultralight вместо обычных BD =150грамм
  5. Отказ от павербанка. Просто отказаться. Снимаем, пока снимается. В итоге взяли меньшего объёма.
  6. Отказ от коньяка. Самое резонансное решение и самый рискованный пункт плана. По итогу сократили до 0.5 литра на всю гору, сколько было в начале торгов, умолчим)
  7. Отказ от подзорной трубы(2300 грамм) в пользу бинокля. Бинокль забрали в Каравшин, пришлось отказаться и от него. Отсняли маршрут по участкам с перевала с хорошим разрешением.
  8. Подпилить Ратмиру вентовский молоток на 50 грамм. В итоге он взял красноярский, который сломался на горе.
  9. Буры Blue ice aero light 13 и 16 см, вместо имеющихся Petzl Laser Speed light 17см 100*12 -(65*2+10*72)= 350 грамм ‒ для 4х человек или 100*10-(65*2+8*72)= 294 грамм ‒ для 3х чел.
  10. Веревка, динамика 50 грамм/м вместо 57 грамм/м, 360 грамм на одну бухту. Динамики 2
  11. Отказ от колбасы на утренних и вечерних приемах пищи. 50*2-12,5*2=75 грамм на человека в день, на 4 человека на всё время 3000 г
  12. Отказ от «рамёнов». Раньше мы разбавляли ими набор дорогостоящих сублиматов. Примерно 50/50. Итого: 125*4*10-55*4*10=2800 грамм ‒ на 4 человека на десять дней, где 125 ‒ вес «Рамена», 55 ‒ средний вес порции сублиматов «Снедки».
  13. Карбоновые дуги для BD Fitzroy. Экономия 240 грамм (4 дуги). Для Одрины ‒ соотвественно 120 грамм (2 дуги).
  14. 2 ковра на 4 человека, вместо 3-х: 3*410-2*540=150 грамм. Имеются ввиду коврики Термарест: шириной 63 см (вес 540 грамм) и шириной 51 см (вес 410 грамм).
  15. Заменить вязочки на гамаке с 6 мм репика на 3 мм дайнему: 6м*23‒6м*5=108 грамм
  16. Если 3 участника, а не 4, можно обойтись литровым Джетбойлом. Он легче и несколько экономичнее, чем Reactor. Экономия на весе горелки 496-371=125 грамм
  17. «Выкинуть» тарелки в пользу штатных упаковок для заварки у «Снедок» 56*4=224
  18. Отказ от 2 шоколадных конфет утром и вечером в пользу «сосалок». В целом, довести дневной паёк до 300 грамм, в предыдущие года он был примерно 450 грамм.
  19. «Выкинуть» удлинительную секцию из вентовской лопаты, 200 грамм.

Итого экономия должна была составить 17226 г (для 4-х человек), то есть 4307/чел, и это только для мероприятий, которые удалось реализовать. Не удалось раздобыть карбоновые дуги для палатки, френды, облегченные веревки и добраться до ратмировского молотка с болгаркой))

Кроме описанных мероприятий, когда у нас «отвалился» 4й участник:

  1. Пересмотрели весь комплект железа с учётом уменьшения количества станций, «выкинули» #3 кам
  2. Сократили количество газа, исходя из реального расхода на акклиматизационных выходах на Хан-Тенгри (в предыдущий раз пользовались моделью зимней Аксу)
  3. Взяли палатку Сивера «Одрина»

Личка:

  1. Кошки Petzl Dart, вместо Petzl Links 940-815=125 грамм.
  2. Ботики G2 вместо Olimpus ‒ для высоты 6500 должно хватать, дальше можно быстро двигаться, 500 грамм
  3. Обвязка Blue ice Choukas вместо Arcterix SL 340. После того, как я нашил необходимое, обвязки начали весить 170 и 370 грамм, соответственно
  4. Заменить на регулируемых самках веревку 9,1 мм Beal Joker на 8 мм Mammut Phoenix: 2,5*52-2,5*42=25грамм.
  5. Отработка нового комплекта одежды «Сивера». Эта тема достойна отдельной статьи, 200 грамм

Итого 1050 грамм удалось мне сэкономить на личке, по сравнению с 2022 годом. У парней вышла примерно так же: Ратмир отказался от тяжелого пуховика и пошёл на почти 7000К в шортах (пуховых, конечно)))

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

Если наши менеджеры не смогут помочь вам в решении какого-либо вопроса — напишите директору интернет-магазина Потаповой Екатерине

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Авторизация

Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

неверный e-mail
Заполните поле

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

Стоимость товаров:
0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
не указан телефон

vk yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
vk yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

выберите магазин:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить
ФИО
Почта
Телефон
Тип доставки
Адрес
Дата доставки
Промокод
Карта
Списано баллов
Комментарий к заказу

Стоимость доставки:
900 ₽

Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Итого без учета доставки:
0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Откуда вы узнали о нашем магазине?


Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Добавлен в корзину:

Сохранено в вишлист

Запись удалена

Вы авторизованы